Описание
Эффективность применения алюминия определяется его превосходством перед стальной броней при обеспечении защиты от бронебойных пуль калибра 12,7 и 14,5 мм, а также от малокалиберных снарядов. Кроме того, алюминий более технологичен, обеспечен сырьевой базой, хорошо сваривается, обладает уникальной противоминной и противоосколочной защитой. Как известно, пионером использования алюминия в качестве брони для БТТ является США, где уже в конце 50-х годов был начат выпуск бронетранспортера М113 с алюминиевым бронекорпусом. В качестве брони ими был использован сплав 5083 системы Al-Mg-Mn, являющийся обычным конструкционным сплавом средней прочности ( = 300 МПа) и представляющий своеобразное первое поколение алюминиевой брони. Следующим этапом развития алюминиевого бронекорпусного производства США стал переход на использование специально разработанного алюминиевого броневого сплава 7039 системы Al-Zn-Mg. Эта броня использована в бронекорпусах легкого танка М551 и БМП ХМ723. В Англии работы по алюминиевому бронекорпусному производству привели к разработке легкого танка "Скорпион" и целого семейства машин на его базе. Бронекорпус этого танка выполнен из алюминиевого сплава Е74S толщиной от 20 до 60 мм. Во Франции, в свою очередь, разработана собственная алюминиевая броня ― сплав А-Z5-G. Из нее изготовлен бронекорпус БМП АМХ-10Р, поступившей на вооружение в 1973 году. В России идеи использования алюминиевых сплавов в качестве брони возникли и реализовались в 50-е годы, прежде всего, в авиастроении, где была создана броня АБА-1 (Сплав В-95). Применялась она в качестве навесных плоских экранов и обеспечивала заметный весовой эффект по сравнению со стальными броневыми элементами. Для наземной боевой техники упомянутая броня не использовалась, т.к. совершенно не поддавалась сварке. Первым применением алюминия в танкостроении можно считать разработку и испытание алюминиевого корпуса плавающего танка ПТ-76 из конструкционного алюминиевого сплава Д20. Этот корпус был изготовлен в 1961